Детский водевиль в одном действии
(Посвящается десятилетнему мальчику Владимиру Федоровичу Фермеру) [1]
Действующие лица:
Г-н Миллер, содержатель мужского пансиона.
Г-н Шпринк, учитель немецкого языка.
Ваня, 14 лет Митя, 12 лет
| | пансионеры. |
Явление 1
Театр представляет учебную комнату, по правую руку рядом несколько скамеек для учеников, напротив стол и стул для учителя, в углу доска. Утро, бьет семь часов. Ваня входит с книгой в руках.
Ваня. Нет, не буду учить, нарочно постараюсь досадить ему, чтоб он знал, что значит обидеть меня! И за что? за ничтожную шалость, в которой не я один, а мы все виноваты... Нет, господин Шпринк! вы увидите, что оставить меня без обеда,– не кого другого; нет! я этого так не оставлю... Не буду учить уроков, буду шалить, топать, петь в классе,– что вы мне сделаете? А вас между тем это так разозлит, что волосы на дрянном паричишке вашем станут дыбом...
Нет, за себя я постою И отомщу, поверьте, славно, У вас я в классе запою, То замяукаю забавно, То всё за вами повторять Таким же буду жалким тоном, С немецким русское мешать, Над вашим хохотать поклоном, Поступки ваши осуждать, Смотреть на вас как на барана, И докажу, что понимать Обиду мне уже не рано!
Если б все наши учителишки вздумали так делать, то это просто беда, хоть выйти из пансиона; а впрочем, что за беда, пожалуй, я и выду, вот завтра праздник: скажу маменьке, может, и позволит; но прежде всё-таки нужно досадить Шпринку... Да что я не сделаю это поскорее... сегодня? Только бы никто не узнал. Что бы это придумать?.. Ах, и в самом деле, вот хорошо! (Смеется от удовольствия.) В передней есть стул, у которого одну ножку вчера мы отломали... возьму я его, приставлю кой-как ножку, этот вынесу, а тот и оставлю здесь... никто и не заметит; они оба одинакие... зато как же славно он шлепнется... Поскорей надо действовать... чтоб всё к восьми часам кончить... (Берет стул и уходит.)
Явление 2
Митя.
Митя. Видно, еще рано, никто не пришел; это хорошо, сяду здесь и протвержу свой урок покуда, мне никто не помешает... А где это стул учительский, видно, его починить взяли? (Садится и берет тетрадь.) Ах, я совсем не ту тетрадь взял. (Уходит.)
Явление 3
Ваня (входит со сломанным стулом). Вот так, прекрасно... пусть-ка сядет! (Ставит стул на место и подставляет четвертую ножку.) Очень хорошо... Однако ж, кажется, она его и сдержит... Попробую... (Осторожно садится, ножка подламывается, и он едва успевает соскочить.) Браво!
Он придет, его обычай Я давно уже смекнул, Без поклонов и приличий Прямо сядет он на стул, Лоб его или затылок С полом чокнется как раз, Он сердит, горяч и пылок, Закричит тогда на нас. Станет спрашивать, кто штучку С ним такую отпустил, И боюсь, чтобы трясучку Он со злости не схватил!
Он будет бегать, злиться, спрашивать: кто? а я себе притаюсь да и буду молчать... От кого он узнает? (Ставит стул в порядок.)
Входит Митя.
Явление 4
Ваня и Митя.
Ваня. А, Митя! что ты? с уроком... доброе дело, брат, учи, учи... а то господин Шпринк рассердится, оставит тебя без обеда... Не пустит завтра домой... Бедный Митя!.. Митя (в сторону с изумлением). Кто принес этот стул? уж не Ваня ли, что он проказит? (Громко.) Что ты, Ваня, тут делаешь? Ваня. Ничего, так, рассуждаю себе, как глупы наши учителя и как глупы мы, что их слушаемся... Митя. Стыдно, братец, так говорить об них: они тебе кроме добра ничего не желают... А кто поставил этот стул? я входил – так его не было. Ваня (в замешательстве). Не знаю, я сам пришел только... Митя. Но эти книги, которые теперь у тебя в руках, давеча тут лежали... Ваня (испугавшись). Это так, я их забыл вчера... Митя (в сторону). Он сделал что худое, право, я боюсь... (Ему.) Ты выучил немецкий урок? Ваня. Вот еще, стану я учить!.. Да зачем это?.. Ведь не будет же он всегда оставлять меня без обеда,– да и этот раз ему не пройдет так! |