На первый взгляд, в поэме «Мороз, Красный нос» нет широкого охвата событий. Внимание Некрасова сосредоточено на изображении жизни одной крестьянской семьи. Но обращение поэта к сравнительно локальному сюжету не помешало ему раскрыть все стороны народной жизни, богатство и глубину народного характера. В поэме проявилось знание Некрасовым народного быта, обрядов, нравов и обычаев, умение использовать сокровища устного народного творчества и народного языка. Создается впечатление, что в этом произведении крестьянская жизнь изображена не поэтом, а самим народом. Его глазами смотрит Некрасов на окружающую действительность, его чувства и переживания проявляются при описании всех событий. Поэт, как и сам народ, не мог не видеть, как мало изменилась жизнь русского крестьянина после отмены крепостного права. Так же непосилен его труд, те же непомерные подати и оброки, которые приходилось платить, та же бедность и неуверенность в завтрашнем дне. Ведь гибель Прокла, как и смерть Дарьи, явились причиной их бедственного положения. Прокл умер потому, что простудился, перевозя в лютый мороз чужие товары, надеясь заработать лишнюю копейку, а Дарья от скудости деревенского бытия вынуждена отправиться в такой же мороз в лес за дровами и там замерзла.
Но в поэме речь идет не только о бедственном положении русского крестьянства и суровой доле российской женщины-матери. Некрасов прежде всего стремился показать могучие силы народа, не сломленного вековым рабством и сохранившего трудолюбие, стойкость и мужество. Наиболее полно эти черты воплотились в образах Дарьи и «величавой славянки», подлинный гимн которой Некрасов пропел в самом начале поэмы («Есть женщины в русских селеньях...»). Поэт хотел, чтобы читатели прониклись уважением и любовью к простой крестьянке, увидели в ней воплощение лучших черт русского национального характера.
Особое место в поэме занимает фантастический образ Мороза. Он мало похож на добродушного и справедливого героя народной сказки «Морозко». Некрасовский Мороз предстает в поэме, с одной стороны, как могучий властелин природы, воплотивший в себе ее красоту и мощь, а с другой — как носитель гибельного и злого начала, жестокий и беспощадный к беднякам, бессильным перед лицом стихии.
1 ...две пары промерзлых лаптей... — По народным обычаям, умершего не только обували в новые лапти (об этом в поэме говорится: «Лежит... / В широкой рубахе холщовой / И в липовых новых лаптях»), но и клали в гроб еще одну, «запасную» пару.
2 ...водой с девяти веретен... — Веретено — колодезный ворот, на который наматывалась цепь с бадьей или ведром. По замечанию Ю. В. Лебедева, «девять веретен» надо понимать как девять колодцев, водой из которых обливали больного.
3 Ходебщик — разносчик товаров (коробейник или офеня) либо вожатый прирученного медведя.
4 ...Из белой холстины платок... — В знак скорби русские крестьянки покрывали голову не только черными, но и белыми платками.
5 Пени — упреки, укоры.
6 ...Ночью я косу клепала... — то есть отбивала, правила.
7 Спасов день — название трех православно-христианских праздников в августе, связанных с определенным порядком проведения разных работ в деревне: первый Спас — медовый, второй — яблочный, третий — дожиночный, когда дожинают (убирают) хлеб.
8 Заяц спрыгнул из-под кочи... Перебежать мне дорогу! — По народным представлениям, заяц, перебежавший дорогу, сулит неудачу, беду.
9 Залотошила — то есть быстро и бестолково заговорила.
10 К утру звезда золотая... Вдруг сорвалась — и упала... — По народным представлениям, упавшая звезда предвещает смерть какого-нибудь человека.
11 ...Дунул Господь на нее... — Звезды в народе называли «Божьими огонькам» и верили, что каждый вечер ангелы зажигают звезды как небесные лампады, а на рассвете тушат их.
12 ...Ворон сидит на кресте золоченом... — Народная примета гласит: «Ворон каркает на церкви — к покойнику на селе».
13 ...К дымящейся риге своей... — Рига — хозяйственная постройка для сушки и обмолота снопов..
14 ...В ней дольнего счастья предел. — Дольний — земной, видимый. Дольнее счастье означает счастье на земле.
|