Княгиня Трубецкая
Декабристская тема, начатая Некрасовым в поэме «Дедушка», была продолжена поэтом в новом произведении — «Русские женщины», состоящем из двух частей — «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М. Н. Волконская». Кроме того, здесь Некрасов решил продолжить свои раздумья о судьбе русской женщины. Об этом свидетельствует тот факт, что первоначально поэт намеревался назвать свою поэму «Декабристки», а затем изменил на «Русские женщины», стремясь тем самым подчеркнуть, что героини его произведения — Е. И. Трубецкая и М. Н. Волконская — характеры общенациональные, в которых отразились черты, свойственные всем русским женщинам.
Героиня поэмы «Княгиня Трубецкая» предстает перед нами как человек с вполне сложившимся характером, твердо убежденный в правильности избранного пути. Но Некрасову необходимо было показать, как происходило становление личности Трубецкой, проследить трудный путь княгини от безмятежной жизни светской женщины к осознанию высокого предназначения человека, к пониманию необходимости самопожертвования во имя служения высоким идеалам. С этой целью поэт возвращает нас в прошлое, используя для этого такие художественные приемы, как воспоминания и сны героини, в которых говорится о том, в каких жизненных условиях происходило формирование ее характера, какие события и факты помогли ей убедиться в несправедливости существовавших в то время общественно-политических порядков и какую роль в этом сыграл ее муж-декабрист.
В поэме «Княгиня Трубецкая» отчетливо просматриваются две сюжетные линии. В основе одной лежит описание отъезда княгини из Петербурга и ее трудного пути в Сибирь. В другой — действие переносится в прошлое, и мы узнаем о том, что было раньше до начала основных событий, описываемых в поэме. Причем обе сюжетные линии в произведении развиваются не изолированно друг от друга. События и факты, отраженные в них, чередуются, вступают в сложные взаимоотношения, что помогает раскрыть внутреннюю логику поэмы и проследить сложный процесс становления личности главной героини произведения. Некрасов показывает, как постепенно мужает характер княгини. Все, что раньше казалось ей незыблемым, теперь переосмысливается или отбрасывается навсегда. Трубецкая стремится приобщиться к новым идеям и истинам, свято уверовав в правоту идеалов и стремлений своего мужа и его товарищей.
Нельзя не обратить внимания и на то, что муж княгини не навязывал ей своих убеждений. Он стремился лишь пробудить ее до сих пор дремавший ум, задуматься о происходящем вокруг. И это ему удалось. Отныне все, что попадало в поле зрения княгини, рождало в ее сознании напряженное биение мысли. Ее душа, полная «строгих дум», пробуждает к работе «неугомонный, бодрый ум» героини.
Центральным эпизодом поэмы «Княгиня Трубецкая» является встреча княгини с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губернатор говорит о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на каторге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, имущества и стать «женщиной простой». Но ничто не остановило отважную женщину. Трубецкая убеждена, что она должна быть рядом с мужем, помочь ему и поддержать в трудную минуту.
Нельзя не заметить, что образ мужа княгини в поэме едва обрисован. Некрасов почти ничего не говорит о личных качествах его характера. У поэта была другая задача — показать его в качестве носителя передовой общественной мысли, воплотить в нем типичный образ декабриста, общение с которым помогло княгине осознать не только несправедливость существовавших в России порядков, но и уверовать в справедливость избранного ее мужем пути и принять решение разделить с ним его судьбу.
1 ...И эту площадь перед ней С героем на коне...
— Речь идет о Сенатской площади, где произошло восстание декабристов, и памятнике Петру I работы скульптора Э. Фальконе («Медный всадник»).
2 А ты будь проклят, мрачный дом... — Имеется в виду Зимний дворец в Петербурге, где находилась резиденция русских царей.
3 Высокий дом... Перед подъездом львы... — Особняк отца Трубецкой графа И. С. Лаваля на Английской набережной в Петербурге.
4 Плюмажи — украшения из перьев на мужских головных уборах.
5 ...По Ватикану бродишь ты... — Ватикан — резиденция римского папы.
6 ...Зонтообразных пинн... — Пиния — южная сосна.
7 Зато посмеивался в ус / Столичный куафер... — Куафер —парикмахер. Здесь имеется в виду французский парикмахер-эмигрант, вспоминающий события Великой французской революции (1789—1799) и сопоставляющий их с тем, что происходило на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
8
Какой-то бравый генерал,
Влетев в каре, грозиться стал -
С коня снесли его.
Другой приблизился к рядам:
"Прощенье царь дарует вам!"
Убили и того.
— На Сенатской площади были убиты герой Отечественной войны 1812 года генерал М. А. Милорадович (1771—1825), пытавшийся образумить восставших и солдат, обещая им прощение от царя, и командир лейб-гвардии Гренадерского полка полковник Н. К. Стюрлер.
9 Явился сам митрополит... — Обратившийся к восставшим с призывом покориться Петербургский метрополит Серафим.
10 ...Усатый инвалид... — Любой солдат-ветеран назывался инвалидом.
11 Почтенный бригадир... — Бригадир — военный чин между полковником и генерал-майором.
12 ...Там только варнаки... — Варнаки — разбойники из беглых или отбывших наказание каторжников.
|